«Гробница малыша Тутанхамона» - Елена Батуева

Вчера побывала на новом спектакле Театр-студия «Балаган» "Гробница малыша Тутанхамона" Я не собиралась писать рецензии, а просто хотела отдохнуть, поэтому не сделала ни одного кадра во время спектакля и позаимствовала фото у Светлана Гиршон. Надеюсь, она на меня не обидится. Но вот сегодня утром "торкнуло", что нужно написать. Спектакль тяжелый, авангардный, кто смотрел прошлый спектакль "Балагана" по Борхесу "Синьор с большими крыльями" ( кажется так он называется) , поймет о чем я говорю.
Сначала смотришь и думаешь - какая-то чушь, авангардный выпендреж, да еще все эти эффекты со светящимися экранами, появляющимися на них рисунками. Зачем все это?
Но постепенно действие захватывает, уже не можешь оторваться, начинаешь вникать в смысл, и понимаешь, что спектакль-то про тебя...
Хотя вроде бы американский автор, у героев западные имена, а тут еще зачем-то приплетен малолетний египетский фараон...
Но и у малыша Тутанхамона, жившего более тысячи лет назад, и у современной девочки-подростка Атланты из Новой Англии одна и та же проблема - отсутствие материнской (родительской ) поддержки, и как следствие - ощущение одиночества и ненужности в этом мире.
Мать девятилетнего фараона умерла, когда он был младенцем. Мать Атланты живет в одной квартире с девочкой, но это не делает ее счастливей. Мать живет в своем мире, ее беспокоит только победа на конкурсе сочинителей комиксов, она одержима этой идеей. Дочь для нее нечто, живущее рядом, с чем приходится просто мириться.
Чтобы привлечь внимание матери, Атланта выбирает самую страшную форму протеста - самоубийство. А перед тем, как его совершить, она уничтожает все комиксы, которые мать готовила для конкурса долгое время.
Кстати, от ее отчима, мы узнаем, что это было коллективное самоубийство - Атланта совершила его вместе с подругами, то есть одиночество подростков - не единичное явление, а масштабное, глобальное.
Совершает самоубийство и Тутанхамон. С единственное целью - встретиться в царстве мертвых со своей матерью. Это, конечно, противоречит, историческим фактам, утверждающим, что этот фараон умер в 19-летнем возрасте, но автор решил пожертвовать правдой ради метафоры. Простим ему.
Не буду рассказывать финал, чтобы сохранить интригу для тех, кто еще не видел спектакля. Повтор будет 19 марта.
Отмечу главное и самое сложное противоречие: с точки зрения христианства, самоубийство это самое страшное, что может быть, и далее - ад и муки, а в пьесе мальчик-самоубийца обретает гармонию после смерти.
Также как и мать самоубийцы-Атланты, получившая вожделенную премию в день похорон дочери, наконец, прозревает и понимает, что потеряла самое дорогое.
В этом противоречии, наверное, и заключается самая главная боль спектакля и самый сильный его момент, который очень талантливо донесли актеры - дети отдают самое дорогое, что у них есть - жизнь, в надежде, что их полюбят, и они обретут гармонию с родными людьми, но это всего лишь иллюзия, и от этого становится еще страшнее.
Ребенок, движимый иллюзией, прыгает с крыши, режет себе вены, выпивает яд и уходит в вечную муку. А вина за этот поступок остается на взрослых, которые не услышали и не вылечили его боль, когда он был рядом.
Судя по лицам зрителей после спектакля, каждому было над чем подумать, ведь мы так часто забываем своих детей, да и других близких, ради каких-то собственных мелких интересов...
Спасибо актерам Владимир Русанов, Светлана Гиршон и другим, имена которых не знаю, а программок и афиш, к сожалению, на спектакле не было. Хотелось бы, чтобы театр-студия восполнил этот пробел в будущем.)))
Понравились все - и Патрик, отчим Атланты ( если я не путаю имена, так как не концентрировалась на их запоминании во время спектакля), и подруга Джейн, и , конечно-Атланта - Тутанхамон. Все играли вполне профессионально, а главное - искренне, проникновенно, до зрительских слез...
Ждем новых премьер! А те, кто любят серьезное искусство, обязательно посмотрите этот спектакль!

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=5428470247164933&id=100000060338967