«Гробница малыша Тутанхамона» - Анна Кислицына
21-го января я получила интригующую возможность попасть на предварительный показ спектакля театра-студии "Балаган" по пьесе Оливии Дюфо “Гробница малыша Тутанхамона”. Спектакль поставлен режиссёром Сергеем Карповым, главную роль — роль «малыша» — исполняла Екатерина Девкина. Жанр обозначен как «трагикомедия». Хотелось бы ещё до описания спектакля отметить афишу: она сразу приковывает к себе внимание. Также перед спектаклем я видела и видеообращение режиссёра к зрителям, и кадры с прогонов, и серию рисунков — в общем, небольшое представление о спектакле я имела ещё перед просмотром.
Но то, что я увидела, было очень неожиданно. Начиная с самой концепции, надо сказать, что действие происходит то в Древнем Египте, то в современной Америке, и каждый из пяти актёров играет по 2 роли. Например, малыш Тутанхамон – избалованный ребёнок-фараон, потерявший маму, как бы «соответствует» Атланте, девочке подростку из нашего времени, раб Хоремхеб — отчиму девочки, мумия — матери Атланты Джейн, Кисси Кандида, соперница Джейн, — женщине-аллигатору. «Парой» Анубиса является Лайонел Физер, основатель премии «Смеючая ива», которую Джейн очень хочет получить.
И вот что странно: то, что двух персонажей играет один и тот же актёр, совершенно не говорит о том, что именно их судьбы пересекутся. Меня очень запутало, что Атланта и мама маленького фараона умирают при сходных обстоятельствах, хотя, исходя из логики «один актер — параллели в судьбе и характере», это не слишком логично. Или, например, объёмный и интересный характер Анубиса совершенно не сочетается с его «парой» — Лайонелом Физером, который показался мне лживым и беспринципным. Хотя, возможно, там всё намного сложнее и глубже, а я провела неправильные параллели... Но тогда спектакль рассчитан на более мыслящую аудиторию, более вдумчивый просмотр, чем я смогла достигнуть.
Сюжет заключается в том, что Джейн, как и некоторые другие авторы комиксов, номинируется на премию «Смеючая ива», на которую ей нужно принести стопку своих работ. Она так увлечена своим творчеством, что почти не общается с Атлантой, а её муж, отчим девочки, наоборот, терпит её выходки и искренне любит её. Но Атланта решает совершить самоубийство, перед этим испортив все работы Джейн. На один и тот же день назначены похороны и вручение премии, и Джейн приходится делать страшный выбор. Мне понравилось, что Джейн создана не как отрицательный персонаж, толкнувший ребёнка на смерть, а как запутавшаяся и усталая мать, которая всё же любит своё дитя и скорбит по нему.
Мне очень понравились декорации. Когда первые зрители только начинали входить в зал, они видели, что на сцене, у самого края, лежала огромная груда бумаг, и когда спектакль начался, прозвенел будильник, оттуда, ко всеобщему удивлению, встала мумия. Эта идея была потрясающей, и я поражаюсь тому, как актёры могут лежать заряженными очень долго, ничем не выдавая своего присутствия. Ещё одно превосходное решение — 3 рамки в глубине сцены. Они одновременно и стрипы комиксов Джейн, и обстановка комнаты. Актёры двигали или убирали их при сменах места действия, а затем выкатывали вновь.
О многом спектакль заставляет задуматься; много нюансов, мелких деталей в образах, трогательный сюжет и великолепная игра – всё это о «Гробнице малыша Тутанхамона». Этот спектакль заставил меня плакать, а по возвращении домой я почувствовала, что переняла настроение Атланты. Он точно оказал на меня огромное влияние.