Женщина - паук
Ну конечно, это моя роль и мой костюм... И осознание этого факта стало для меня главной проблемой. Ведь именно я делаю образ, значит, чудовище пробивается из моей души? Неужели вот это - я???
Я вот такая на самом деле? А если нет - где граница между мной и ей?
Я попыталась оправдаться перед собой - и стала искать в пауке "человечинку". Она пробивалась сочувственным молчанием в паузе с обесчещенной Эрендирой, в воспоминании о первой встрече с Улиссом... Золотистым юношей с отрешенными глазами цвета морской волны, похожим на падшего ангела. Сколько поэзии в этих словах - неожиданно для такого существа, не так ли? В них скрывается тоска по любви... Шикарный пас от автора, который нельзя пропустить.
Конечно, все это не искры света в душе героини, а лишь отзвуки памяти в ее искалеченном сознании. Память вообще удивительная и неконтролируемая стихия. Особенно в случае с женщиной-пауком. Она же безумна. Ее личность раздвоилась - чудовище в образе человека. Форма жизни, потерявшая границы реальности и самой себя.
Элементом этого безумия стала маска - из символа альтер-эго она превратилась в полноправного участника спектакля.
Дистанцируя своё сознание от моей героини, я сделала ее максимально физичной. Проще говоря, главным способом выражения образа стала пластика. А резкость в этом фокусе наводит безумный, омерзительно высокий смех. Единственное, что я принципиально не стала использовать в работе- свою беременность. Наверное, для актера-профессионала это не стало бы проблемой. Но я не смогла сделать самое прекрасное в себе элементом уродства. Хотя выглядеть могло круто, да...
Вообще, мы с Юрием Спиридоновым лепили героиню с нуля, фактически наугад, на ощупь. Чистой воды эксперимент, стоивший нам обоим немало крови и нервов. Сначала этот персонаж был настолько смутным, что хоть вообще исключай его из пьесы. Через полгода, наверное, после отдельного мозгового штурма в пьесе появилась вторая линия - история Эрендиры, превращающейся в Женщину-паука.
Вера Куликова