Актриса любительского театра озвучила причины, по которым подростки не ходят на спектакли

«Яркуб» пообщался с актрисой Театра-студии «Балаган», сценаристом и драматургом Светланой Гиршон. Она рассказала о том, ходит ли молодежь в театр, стоит ли учиться в театральном и кому нужно забыть об актерской карьере.

Для многих театр — тайна, загадка, вокруг которой очень много слухов и захватывающих историй. Огромное количество подростков стремятся играть в театре, сниматься в кино, но доходят до мечты немногие. Почему так происходит и что делать, если поступал и не поступил? Поделилась Светлана Гиршон.


— Насколько популярен театр у современной молодежи?

— Думаю, стоит начать с того, что культурная ситуация в разных регионах — столицах, крупных провинциальных городах и небольших поселках — отличается по многим аспектам. Поэтому я не рискну говорить про всю современную молодежь страны, а ограничусь тем, что вижу в Ярославле. На мой взгляд, интерес к театру существует у маленьких детей, которых родители регулярно водят в кукольный и ТЮЗ, далее идет определенный спад интереса, примерно, у возраста с 14 до 17–20 лет, а начиная с 25–30 лет молодые люди снова составляют значительную часть аудитории «взрослого» театра. Могу предположить, что причины этого — не столько в самих театрах — и ТЮЗ, и Волковский имеют в своем репертуаре названия, ориентированные на подростков (хотя и явно недостаточно), сколько в изменении интересов. Юные так жадны до новых, ярких впечатлений, общения, как виртуального, так и реального, так стремятся попробовать все, что обрушивает на них мир, в том числе виртуальная среда, что посещение театра оказывается слишком затратным по времени и душевным силам. Но я убеждена — если подросток найдет в себе силы и желание смотреть, слушать, сопереживать, вступать в эмоциональный диалог с историей, которая происходит у него на глазах «здесь и сейчас», если он получит яркое художественное впечатление, то он придет в театр снова. Как пример — популярность у молодых зрителей спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Семена Серзина, идущего с успехом уже семь лет в Волковском театре, дипломные спектакли в учебном театре ЯГТИ, некоторые постановки в ТЮЗе.


— Для кого создаются любительские театры?

— Для тех, кто хотел бы играть на сцене, но еще или уже не смог этого сделать. У детей в кружках и подростков в молодежных театрах режиссеры-педагоги развивают способности к лицедейству. По окончании школы многие из любителей пробуют поступать в театральные институты. Отбор жесткий, поэтому у подавляющего большинства театр остается либо в прошлом, либо переходит в разряд хобби. В нашем театре-студии «Балаган» основной состав — взрослые, состоявшиеся люди, которые вполне успешно нашли свое место в жизни — педагоги, телевизионные работники, бизнесмены, работники культуры, инженеры, однако, они по-прежнему одержимы театром, и, несмотря на занятость ‒ работа, дом, семья — мчатся на репетиции, играют спектакли. Они доказывают, что слово «любительский» произошло от слова «любовь», а уже потом приобрело значение «самодеятельный», «непрофессиональный».


— В каком возрасте вы решили, что хотите стать актрисой?

— В семь лет. Я помню это совершенно точно. В маленьком городе Дзержинске Нижегородской области был театрик — такой «сталинский ампир», с белыми колоннами, напоминавшими греческие храмы. Там-то я впервые увидела «Федру»: красивая статная женщина в алом хитоне в центре сцены кричала миру о своей неразделенной любви. Это ощущение полыхающего на сцене огня меня захватило. Впервые я увидела, что есть другой мир — сильных страстей, благородных чувств, то, что вырывает из обыденного, мелкого существования. Это дало камертон для всей остальной жизни. Потом, когда я увидела игру Анастасии Светловой на сцене Волковского, ощущения детства снова вернулись. Для меня она — пример полноты сценического существования и предельной искренности, страстной игры.


— Как попасть в актерский состав любительского театра?

— Наш театр-студия «Балаган» под руководством выпускника Щукинского училища Юрия Спиридонова с начала каждого сезона
делает набор в студию, достаточно прийти на прослушивание. Скорее, это не отбор, а знакомство. Однако потом начинается обучение азам ремесла — актерское мастерство, пластика, сценическая речь. Только постепенно студиец вводится в спектакли репертуара. Правда, в прошлом году проводили кастинг на роли в конкретном спектакле.


— Насколько важно окончить театральный институт, чтобы построить актерскую карьеру?

— Театральный институт — это необходимое условие пропуска в профессию. Он дает школу, основы ремесла, ведь актерское исполнительское искусство — такое же ремесло, как и всякое другое, разве что инструмент в нем — не скрипка, а само тело актера. В настоящее время в профессиональном театре сроки выпуска спектаклей очень жесткие — два-три месяца максимум, плюс занятость в репертуаре, что требует постоянно оставаться в хорошей форме. Замечу, что современный театр — это далеко не только бытовая психологическая драма, к которой привыкли в советское времена. Направлений, в том числе экспериментальных, в нем предостаточно, и актер должен уметь существовать в рисунке, который предлагает современный режиссер. Я с завистью и восхищением смотрю на то, что происходит сейчас в театре.
Увы, любительский театр в эстетическом плане существует где-то на уровне 70-х годов прошлого века: в репертуаре преобладают сельские комедии, из классики — Островский и чеховские водевили, эксперимент практически ушел из него. Исключения только подтверждают правило. Один-два коллектива за последние годы обратились к сложной драматургии МакДонаха, да в нашем театре «Балаган» Юрий Спиридонов выпустил мистическую притчу по произведениям Маркеса «Очень старый сеньор с огромными крыльями», а актер и режиссер Волковского театра Сергей Карпов поставил жесткую, необычную по форме «Гробницу малыша Тутанхамона» по пьесе Оливии Дюфо. Мне очень дорога роль художницы Джейн Хейли в этом спектакле, поскольку градус существования в нем — предельный. Но все окупается горячим откликом зрителей, их внимательной тишиной во время спектакля, их слезами в финале.


— Какие советы вы можете дать выпускникам, мечтающим играть в театре или сниматься в кино?

— Если можете без театра, не ходите в эту профессию. Если не можете не играть — идите, несмотря ни на что. Театр не прощает необязательности, жалости к себе, халтуры. Если готовы пахать 24 часа и выходить на площадку в любом состоянии, если готовы относиться к нему не как к развлечению, чтобы потешить собственное «эго», а всерьез, тогда рискните и — идите в профессию. Кстати, такое отношение к театру — кредо и нашего любительского театра-студии «Балаган», которое в нас воспитал наш художественный руководитель Юрий Спиридонов.


Яркуб