Год театра в Ярославле открывает возрожденный Театр «Балаган»
Театральная жизнь Ярославля набирает обороты, и вот уже завтра наш город станет центом культурной жизни страны. 13 декабря 2018 в Ярославле впервые состоится знаковое событие – официальное Открытие Года театра чиновниками Министерства культуры. А что такое год, посвященный театру?
Это не только спектакли зарекомендовавших себя профессиональных коллективов, мастер-классы и фестивали, но и постановки новых, еще неизвестных широкой публике театров.
Примечательно, что Год театра в Ярославле открывает возрожденный после двадцатилетнего перерыва Театр «Балаган» с драматическим спектаклем «Очень старый сеньор с огромными крыльями», который состоится уже в эту субботу 15 декабря в ДК «Магистраль».
Не многие уже помнят, но театр «Балаган» имеет длительную историю существования. Возникший в 1977 году, он с успехов просуществовал 15 лет, после чего в трудные 90-е вынужденно закрылся. Спектакли ярославского коллектива всегда отличали острота и выразительность, глубокая работа над образами. Сегодня режиссер и художественный руководитель театра Юрий Спиридонов вновь объединил в труппе неравнодушных людей – в театре играют непрофессиональные актёры, любители.
Премьера постановки «Очень старый сеньор с огромными крыльями» по произведениям Габриэля Гарсиа Маркеса состоялась весной и была благосклонно отмечена публикой, получив широкий резонанс. Спектакль потрясает своей актуальностью, глубиной и острой драматичностью. Выразительные образы персонажей из мира Маркеса узнаваемы и сегодня.
Жизнь маленькой деревни нарушает появление непонятного существа – старого человека с огромными крыльями. Жители, растерянные и напуганные, не сразу узнают в пришельце Ангела. В своих житейских стремлениях они требуют чуда и просят о банальных, незначительных вещах. Пустота души обывателя, черствость и меркантильность – вот черты, которые режиссер спектакля подчеркивает со всей беспощадностью.
Юрий Спиридонов:
«Эта разобщенность человеческая, непонимание существования людей в разных плоскостях сегодня настолько явны, что, кажется, еще пять минут и будет гражданская война. Такого разрыва в обществе и в мире, как сегодня, давно не было. Когда повсюду говорится о толерантности, политкорректности, но по сути это всё «грим на теле мертвеца». Ты его разукрашиваешь, а он - мёртвый… Проблема памяти, проблема разобщенности, непонимания другого – сегодня для меня это очень болезненные и важные вещи. Проблема тех же самых денег, которая сейчас, с моей точки зрения, занимает непомерно большое место в жизни общества».
Зримые образы героев рождают аналогии с современной жизнью и не могут оставить равнодушными. На каждом спектакле зритель в полной мере приобщается к действию на сцене, буквально ощущая себя жителем Макондо. Потрясающая музыка Валерия Лифанова, переворачивающие душу стихи Ольги Терпуговой, слова, которые произносят персонажи, световые и музыкальные эффекты настолько ярко и точно воздействуют на зрителя, что эмоции переполняют каждого присутствующего в зале.
Лара Кузнецова:
«Мои эмоции зашкаливали, я рыдала, и это было таким облегчением для моей, в последнее время израненной души, что этот спектакль останется в памяти, как единственно талантливый и неоспоримо нужный в наше неспокойное время. Он настолько современен, в каждом диалоге можно узнать какие-то моменты настоящего времени, провести аналогию, и согласиться со всеми выводами персонажей».
Наталья Боровинская:
«Самое главное – зацепило душу так, что не отмахнуться, не отвернуться, не забыть. Узнавала себя в каждом герое, слышала свою боль, когда было кому-то больно на сцене; терялась и пугалась от того, как мы можем НЕ СЛЫШАТЬ друг друга; осознавала свои трусость, жадность и гордыню, когда кто-то проявлял эти качества в своих персонажах. И сострадала им, и молилась за них вместе с «очень старым сеньором с огромными крыльями».
Замысел спектакля родился еще во времена первого состава театра. Как написал ярославский профессор Валентин Степанов в своем отзыве после премьеры:
«Спектакль шел к зрителю 28 лет, это самая длинная из известных мне театральных репетиций… Интонации актеров помогли осознать, насколько современны маркесовские названные реально-магическими образы, насколько надвременны мизансцены, когда видишь одно, а узнаешь другое. Актеры меняют маски, иногда с ними играют, каждый несколько раз менял персонажа, переносился в другое измерение, и в этом виден замысел режиссера: за привычными лицами скрываются неведомые ...лики, иногда личины. Но речь не о двуличии человека, а о вечном проклятии и каиновой печати неблагодарности и короткой памяти... Вся история спектакля есть борьба за культурную память и воплощенная благодарность. »
И дальше о возрождении театра:
«Восстановлено недостающее звено театральной истории Ярославля, восстановлена целостность театральной ДНК, ярославского культурного кода».
Итак, уже в эту субботу 15 декабря в ДК «Магистраль» состоится спектакль «Очень старый сеньор с огромными крыльями», закрывающий 2018 год и открывающий предстоящий Год театра. Приходите и посмотрите эту уникальную постановку!
ЯРНОВОСТИ от