• «Очень старый сеньор с огромными крыльями»

    «Очень старый сеньор с огромными крыльями»

  • «Преступление актрисы Марыськиной»

    «Преступление актрисы Марыськиной»

  • «Мы такие разные»

    «Мы такие разные»

  • «Дочь русского актера»

    «Дочь русского актера»

  • «Дура и дурочка»

    «Дура и дурочка»

  • «Мы такие разные»

    «Мы такие разные»

  • «Гробница малыша Тутанхамона»

    «Гробница малыша Тутанхамона»

  • «Нюра Чапай»

    «Нюра Чапай»

  • «Disney из  старого сундука»

    «Disney из старого сундука»

  • «Монолог женщины»

    «Монолог женщины»

  • Angel
  • 2480x3508
  • Только не молчи
  • Dura
  • Tutanhamon
  • Disney
  • Doch
  • Prestuplenie
  • Nura
  • Monolog
  • Mnc
  • Raznie
  • Gdimena
  • Некрасов-квест

Ярославский «Балаган»: история маленького театра

ЯРОСЛАВЛЬ, 22 декабря 2016, 14:11 — REGNUM Когда люди устают от гонки за деньгами, они испытывают острейшую потребность в пище духовной. Тогда культурная среда начинает преображаться и расширяться — навстречу новым потокам творцов и зрителей.

В такие периоды появляются новые творческие студии и объединения — профессиональные или любительские. И некоторые из них со временем даже становятся брендами. В Ярославле одним из таких брендов когда-то был театр-студия «Балаган».

В 80-е годы «Балаган» был хорошо известен в городе и области. Маленькое творческое объединение, выросшее из детской театральной студии во Дворце пионеров, оформилось в самостоятельный театр на базе областного научно-методического центра — ну надо же театру иметь официальный статус. Спектакли давались несколько раз в месяц, в какие-то периоды и ежедневно. При этом труппа регулярно колесила с выступлениями по всей области. Ярославцы «Балаган» знали, любили и даже ходили на спектакли целыми коллективами. Одним из таких «организованных» зрителей было областное управление КГБ. В 90-е всем стало не до искусства. И «Балаган» ушел в прошлое следом за советской эпохой.

Сейчас, спустя 20 с лишним лет, «Балаган» вновь сколачивает подмостки. При этом в арсенале у него пока только энтузиазм и бэкграунд. О том, с чего начинается отсчет новой истории «Балагана» — корреспондент ИА REGNUM.

От елки до «Афгана»

 «Балаган» начинался не с какой-либо даты или события. Он начинался с человека, с его вечного неугомонного руководителя и вдохновителя Юрия Спиридонова. С его увлечения театром в школьные годы, с театрального училища, откуда он с треском вылетел, с работы в детской театральной студии во Дворце пионеров после армии, куда его взяли даже без профильного образования.

 «Набирал первый коллектив — тетрадь кончилась, когда число желающих перевалило за 370. Девочкам обещал, что будут принцесс играть, мальчишек соблазнял сценической дракой, каскадерством. Но у Дворца пионеров своя специфика — новогодние елки, и все быстро поняли, что Снегурочек играть неинтересно, а интересно ведьм, бабок-ёжек. Но дети постепенно взрослели — и вместе с ними взрослели и постановки. Долго ли-коротко мы доросли до поэтического спектакля «Чили-Куба» о событиях в Чили 1977 года — Альенде, переворот. И на роли солдат и революционеров мой приятель Андрей Масловский, руководивший детским клубом в Речном порту, привел своих ребят — местную шпану. И все они у нас так и остались. Потом мы выросли из Дворца пионеров и новогодних праздников — появился совсем другой репертуар, оформился коллектив. Мы начали искать пристанище, какое-то время работали в клубе «Ярнефтехимстроя», а потом окончательно осели в старом кукольном театре на улице Максимова — бывшем доме призрения ближнего, а ныне корпусе Демидовского университета. Со временем «Балаган» приобрел популярность и стал самостоятельно и успешно зарабатывать» — рассказывает Юрий Спиридонов.

 «Балаган» оттачивал профессионализм, когда набирало обороты студийное движение. В Ярославле культурная жизнь била ключом: режиссеры были смелы на творческие эксперименты, которые, правда, не всегда благополучно заканчивались, а зритель с нетерпением ожидал новых премьер, о которых все всегда знали заранее. У всех театральных студий Ярославля были свои поклонники, свое лицо, свой почерк: «Черный кот» Валерия Румянцева, Театр-студия «На Красном съезде», театр пластики «Великая сеть»… «Балаган» был постарше своих собратьев, но вполне вписался в экспериментальное движение, на равных. У Юрия Спиридонова, уже закончившего театральный институт им. Б. Щукина по специальности «режиссура», всегда было чем удивить традиционно избалованного ярославского театрала. Например, на весь город гремела его «Улыбка» по Рэю Бредбери — рок-коллаж, как называли эту работу сами студийцы. Спектакль с живой музыкой и авторскими стихами собирал полные залы. Или «Сашка» по Кондратьеву — постановка к 40-летнему юбилею Победы, моментально ставшая поводом для анонимного доноса на режиссера — мол, дискредитирует светлый образ Красной армии, глумится над памятью…

 «На мой взгляд, это был один из лучших спектаклей в нашем репертуаре, потому что коллектив как раз дорос до такого возраста, о котором написана повесть, ребятам было понятно, что и как играть. Сценография получилась очень интересная: старая рваная армейская палатка человек на 50, прожженая в нескольких местах, натянута пологом, а в окна сзади светят прожекторы — ощущение, что все на ветру и пространство устремлено вдаль. Гимнастерки, обмотки… В общем, все, как написано. А в жюри был такой Давыдов, преподаватель театрального института — три войны прошел. Его впечатления от нашего спектакля стали индульгенцией и спасли нас от наездов — неслабых, кстати», — вспоминает Юрий Спиридонов.

А на спектакль «Афган» местное КГБ водило в «Балаган» иностранцев. Постановка вышла как раз в год вывода советских войск из Афганистана, и в ее основу лег рассказ «Он был мой лучший друг» Олега Хандуся — первое литературное произведение на эту тему в СССР. Впрочем, чекисты посещали спектакли «Балагана» нередко — возмущение авторов анонимок и жалоб кипело беспрестанно, а на сигналы надо было реагировать. Впрочем, в те времена подобные вещи воспринимались как вполне банальные, отмечает Юрий Спиридонов.

 «С другой стороны: какое еще могло быть публичное высказывание и самореализация, кроме такого?» — рассуждает он.

 «Балаган» — театр с помойки

Отношения с «портом приписки» — областным научно-методическим центром — у «Балагана» были своеобразные. Арендную плату театр платил обязательными гастролями по региону — объехали все районные дома культуры и сельские клубы. Ни одного не пропустили. А вот обеспечивали себя сами — сами себе декораторы, сами музыканты, сами осветители и костюмеры.

 «Всю жизнь «Балаган» был театр с помойки. Где-то сносят дом — репетиция отменяется! Идем туда и выгребаем все интересное. В результате у нас были старинные сундуки, венские стульчики, какой-то фонарь, керосиновая лампа… Это несравненный кайф — держать в спектакле в руках вещи с историей. Сережа Николаев в музее изучал ППШ — вымерял по миллиметрам, чтобы сделать точную копию для спектакля «Сашка» — ведь надо держать в руках не игрушку, а полноценный макет. Нас с этим макетом в милицию забрали — уж слишком точная копия получилась. Кто бы мне сделал это за деньги? Да и сделал ли бы вообще?» — вспоминает Юрий Спиридонов.

Главный принцип изготовления декораций «по-балагановски» — мобильность, потому что в поездках случалось всякое, и артистам приходилось даже таскать их на себе. Но таскали и не жаловались — потому что все имущество театра создавали своими руками. И старые софиты бывшая шпана из Речного порта ремонтировала ночами напролет, а потом отсыпалась тут же, в уголке.

 «Так возникала сопричастность с процессом, с самим театром. Это на самом деле такая совокупность самых разных эмоциональных, организационных, человеческих и черт знает каких еще связей, что свести «Балаган» только к театру нельзя. Для всех нас он был домом, образом жизни — и это было в кайф!» — говорит Юрий Спиридонов.

Finita la comedia

 «Балаган» рухнул в буре 90-х. Бешеная инфляция, социальная нестабильность — тут уж людям не до театров. Но самое главное — Юрий Спиридонов тяжело заболел и уже не мог уделять «Балагану» все свое время и силы. Довершением неприятностей стала потеря помещения — методический центр попросил «балаганщиков» на выход.

 «Вообще у меня те годы вызывают странное ощущение: с одной стороны выплеск сдерживаемой творческой энергии, с другой — такая беспросветность существования в окружающей действительности! Противоречивое время: прекрасное и ужасное. Когда цены на хлеб увеличились в пять раз, я не мог так же поднять цены на билеты. А мы уже были на полном хозрасчете, у меня шесть человек получали зарплату в театре, мы давали до 30 спектаклей в месяц. Пусть это были небольшие спектакли, но мы с ними ездили по пионерским лагерям, детсадам — каждодневная системная работа. Но болезнь меня подкашивала, театр тянули ребята. Конечно, долго так продолжаться не могло, и мы решили расстаться», — резюмирует Юрий Спиридонов.

Многие из бывших студийцев закончили театральные вузы, стали актерами и режиссерами. Они и сейчас работают на радио, снимаются в кино, ставят спектакли. Кто-то ушел в журналистику, преподает в вузах и т.д. Но «Балаган», говорят они — это навсегда.

Собственно, на этом можно было бы поставить точку. Но спустя два десятилетия мастер решился на второй круг. Говорит, остались незакрытые «гештальты».

И снова — здравствуйте!

Итак, в 2016 году «Балаган» вновь поднимает флаг. В основе конструкции — «ветераны» студии, скрепляющие «неустойчивых» новобранцев разного возраста, статуса и профессий. Преподаватели — профессиональные педагоги. Студийцы — разного уровня подготовки непрофессионалы, пришедшие сюда каждый со своей целью.

 «Я сознательно пошел на разный возраст студийцев, и получилось интересно: пришли люди с разным жизненным опытом, разными эстетическими взглядами — все разные. Сейчас моя задача — сделать из коллектива единое целое. Студийцы — они же в «Балаган» не вечер скоротать идут, они пришли учиться, пришли за тем, чего им, быть может, не хватает в повседневной жизни. Для меня важно, чтобы люди хотели — и доказали, переступив через «не хочу», «не могу», — отмечает Юрий Спиридонов.

Самая главная задача и для мастера, и для студийцев — найти те струнки души, которые бы зазвучали в унисон, найти то, что волнует, задевает, найти самих себя — за наростами опыта, социальных масок и привычек.

«Мой принцип — работать на сопротивление, когда чувствуешь напряжение, эмоцию. Все возможно только в конфликте, когда не получается, когда ошибаешься, когда есть с чем сравнивать, когда больно, с кровью. Так что-либо выворачивайтесь наизнанку, либо займитесь кройкой и шитьем. Вот этому, чем мы занимаемся, театральный вуз не научит. Профессиональный актер обязан играть любую роль и в любом спектакле. А у меня были случаи, когда я снимал людей с постановки потому, что им было неинтересно. Имеют право: это не их. «Балаган» — театр другого диапазона, театр личных переживаний, а потому его спектакли всегда были камерными», — говорит Юрий Спиридонов.

Пока театр-студия только определяется с репертуаром. В программе-максимум на сегодняшний день — спектакль по произведениям Маркеса. В рамках работы «попроще» — постановка для детей и отработка концертных номеров

 «Мечта еще есть — постановка по рассказам О'Генри. Маркес сложен для актерского существования, в этом спектакле будет много режиссуры. А здесь — простор для игры, для оценок, для глаз и рук. Можно такую пантомиму играть бесконечно! Изобразить веселый балаганный театр. Вот после Маркеса можно и за это взяться», — делится планами Юрий Спиридонов.

Причем и сам мастер, и «старая гвардия» в один голос утверждают: этот «Балаган» — совершенно новое явление. И что получится в итоге — не берется сказать никто.

 «На первое занятие шел — волновался немного: как это после 20 лет паузы? Я этой паузы не ощутил вообще. Но перспективы зависят от многих условий. По творческому закону Вахтангова, формула работы «автор-время-коллектив». Во что вырастут студийцы, то и будет», — резюмирует Юрий Спиридонов.

 

ИА REGNUM

Публикации и рецензии

Ярославский «Балаган»: история маленького театра

Ярославский «Балаган»: история маленького театра

ЯРОСЛАВЛЬ, 22 декабря 2016, 14:11 — REGNUM Когда люди устают от гонки за деньгами, они испытывают острейшую потребность в пище духовной. Тогда культурная...

Далее ...

Коллектив студии «Балаган» отметил День театра

Коллектив студии «Балаган» отметил День театра

Совпадение или нет, но новость об объединении театров пришлась на праздник - накануне отметили Международный день театра. Профессиональные артисты организовали...

Далее ...

Юрий Спиридонов: «Жизнь сама писала этот спектакль…»
Очень старый сеньор с огромными крыльями

Юрий Спиридонов: «Жизнь сама писала этот спектакль…»

В Ярославле после двадцатилетнего перерыва возрождается театр-студия «Балаган».Накануне премьеры спектакля  «Очень старый сеньор с огромными крыльями»...

Далее ...

 Все публикации и рецензии

Глас народа

«Гробница малыша Тутанхамона» - Елена Батуева

«Гробница малыша Тутанхамона» - Елена Батуева

Вчера побывала на новом спектакле Театр-студия «Балаган» "Гробница малыша Тутанхамона" Я не...

Далее ...

«Матрешки на округлости Земли» - Анна Узакова

«Матрешки на округлости Земли» - Анна Узакова

Подарила билеты на спектакль своей маме. Она - в полном восторге! Удивили, восхитили ее все...

Далее ...

«МАТРЕШКИ НА ОКРУГЛОСТИ ЗЕМЛИ» - Александр Тюленев

«МАТРЕШКИ НА ОКРУГЛОСТИ ЗЕМЛИ» - Александр Тюленев

Потрясающе, играли как настоящие профессионалы, понравилось все, абсолютно!!!

Далее ...

 Все отзывы зрителей

По ту сторону роли

Зазывала

Зазывала

Всё началось с полосатых чулок.Они попались мне на глаза в магазине и тут же были куплены....

Далее...

Пелайо

Пелайо

Мой персонаж Пелайо – простачок. В Макондо он, пожалуй, самый неприметный. В его жизни нет...

Далее...

Эрендира

Эрендира

Меня всегда цепляли трагические истории. Книги - чтобы как будто за грудки держат, фильмы -...

Далее...

Все эссе актеров

История

История

Набор в студию

Набор в студию

Ритмика

Ритмика

Танцы

Танцы

Тренинг

Тренинг

«Преступление актрисы Марыськиной»

«Преступление актрисы Марыськиной»

«Очень старый сеньор с огромными крыльями»

«Очень старый сеньор с огромными крыльями»

«Очень старый сеньор с огромными крыльями»

«Очень старый сеньор с огромными крыльями»

«Очень старый сеньор с огромными крыльями»

«Очень старый сеньор с огромными крыльями»

Новый год

Новый год

Юрий Аркадьевич Клипп

Юрий Аркадьевич Клипп

«Укрощение строптивой»

«Укрощение строптивой»

Год театра

Год театра

«Полярники»

«Полярники»

«Кто сильнее»

«Кто сильнее»

«Гробница малыша Тутанхамона»

«Гробница малыша Тутанхамона»

«Гробница малыша Тутанхамона»

«Гробница малыша Тутанхамона»

«Disney из старого сундука»

«Disney из старого сундука»