«Очень старый сеньор с огромными крыльями» - Валентин Степанов
Театр "Балаган" - это и мои 80-е и 90-е...
В этом театре выступала моя однокурсница Анна Новикова. А впервые я побывал на спектакле вместе со своим наставником профессором Любовь Антонова (она тоже была в вечер премьеры 27 мая 2018 года на постановке "Старый сеньор с огромными крыльями" в Центре патриотического воспитания) на своем тогда еще первом курсе.
Фотографии Лариса Сахарова помогли осознать, насколько красочным стал этот премьерный спектакль, как точно продуманы мизансцены и цветовые решения декораций, когда каждый кадр изобразителен, "картинен", а один ну прямо современная селфи - это когда актеры сели на кубики и держали перед собой паспарту.
Спектакль шел к зрителю 28 лет, это самая длинная из известных мне театральных репетиций...
Некоторые из авторов не присутствовали на премьере. Совсем немного не дождался премьеры замечательный мелодист композитор Валерий Лифанов, светлая ему память. Уникальный "визуалист" и имажинист художник и декоратор Валерий Кунгуров давно перенес свою студию в тридевятое царство.
Все эти годы рядом с нами в Ярославле шли к закрытию 28-летнего гештальта легендарный режисссер Юрий Спиридонов (George Hensler), автор сценария по мотивам Маркеса Светлана Гиршон (Svetlana Girshon) и автор стихов Ольга Терпугова, художник Игорь Сакуров.
Гештальт закрыт.
Премьера стала событием культурного масштаба, и значимыми были не только мизансцены в рисунке спектакля, но и то, что происходило после - поздравление режиссера и восклицания публики, верно ждавшей вместе с труппой десятки лет.
Выбор спектакля остается и по сей день актуальным. Нобелевский лауреат Габриэль Гарсиа Маркес написал «Очень старый человек с огромными крыльями» в 1968 году. Его слова жгут и по сей день: "Мне больно не оттого, что не верят они, а оттого, что Он в них верит..."
Многие из маркесовских идей растиражированы и сейчас на слуху, но не обязательно его авторства - такова уж ноосфера, откуда наши творческие медиумы черпают вдохновение. «Трудно быть богом» Аркадий и Борис Стругацких опубликовали в 1964 году, даже раньше, чем Маркес. А вот свой фильм Алексей Герман снял уже в 21 веке, в 2013 году. Всех вариаций здесь не перечислишь.
Интонации актеров помогли осознать, насколько современны маркесовские названные реально-магическими образы, насколько надвременны мизансцены, когда видишь одно, а узнаешь другое. Эффект "остранения" магически усиливается, когда видишь реально-знакомые лица Светлана Гиршон (Svetlana Girshon) Вера Куликова Ольга Езерская Оксана Демидова, хотя, казалось, должно быть наоборот.
Актеры меняют маски, иногда с ними играют, каждый несколько раз менял персонажа, переносился в другое измерение, и в этом виден замысел режиссера: за привычными лицами скрываются неведомые ...лики, иногда личины. Но речь не о двуличии человека, а о вечном проклятии и каиновой печати неблагодарности и короткой памяти...
Вся история спектакля есть борьба за культурную память и воплощенная благодарность.
Закрыт не только гештальт режиссера и труппы, восстановлено недостающее звено театральной истории Ярославля, восстановлена целостность театральной ДНК, ярославского культурного кода.